Memory El
Главная Ваше творчество Наука и образование Мастерство Роллана Сейсенбаева в изображении природы родного края
slogan

Мастерство Роллана Сейсенбаева в изображении природы родного края

Одной из глобальных проблем современности является углубление противоречий в отношениях между человеком и природой. Люди, всё актив-нее вторгаясь в окружающую среду, разрушают её в интересах науки, эко-номики, ради удовлетворения жизненных потребностей, в целях совершен-ствования военной техники. Данная проблема очень ярко отражена Р. Сей-сенбаевым в романе “Отчаяние, или Мёртвые бродят в песках”, рассказах “Крик земли”, “У нас, в Чингистау”, в которых писатель проявил себя не только как замечательный живописец и певец красоты Земли, но и как страстный защитник природы.


Герои рассказа “У нас, в Чингистау” журналист Бектемиров в воспоми-наниях о детстве полон гордости за родные просторы: “Кругом белым-бело! И степь бела, и горы – белые. Удивительна степь в первые зимние дни – не наглядишься на неё. И вроде та же степь, но какая-то новая, загадочная, та-инственная” [Сейсенбаев 1991:55].
Звуковая инструментовка в последнем предложении текста усиливает и отчётливо выделяет смысловую и эмоциональную окрашенность фразы: вос-торг и удивление мальчика при виде преображённой за одну ночь природы.
Такие живописные картины приносят людям много радости: “Он берёт горсть снега и трёт лицо. Снежинки тают на губах. И он чувствует их вкус… А потом вдруг валится на снег, на первый чистый снег! Снег, по которому и поваляться в первый день не грешно. Потом он встанет, отряхнётся, доволь-ный собой и этим первым зимним утром, а мать будет стоять на пороге и глядеть на него. Ласково глядеть на него. Приятно матери видеть, как раду-ется её сын!… Мама, гляди, как здорово!…” [Сейсенбаев 1991:55].
Как милостива природа к человеку! Ребёнок нежится в снегу, словно в объятиях счастливой матери. Мы воочию видим удивительную красоту зим-него утра и человека, точно подмеченным и созданным Р. Сейсенбаевым.
Для более полной передачи особого внутреннего состояния ребёнка используются в речи героя повторы. Выделяя корень “бел-” (Кругом белым-бело! И степь бела, и горы – белые”) и слово “снег”, писатель делает повы-шенное эмоциональное ударение, и потому они оказываются в центре внима-ния читателя. Художник слова с глубокой выразительностью подчеркивает белизну снега – особую чистоту как в природе, так и в душе человека. А снег хотя и колючий и холодный, но всё же именно он доставляет большую ра-дость мальчику.
Для выделения лирического чувства и создания эмоциональной выра-зительности автор стремится к созданию образов звуковыми средствами. В тексте использование звуковых возможностей языка становится изобрази-тельно и эмоционально ценным приёмом, повышающим яркость, жизнен-ность описания зимнего утра и убедительность лирического высказывания; человек и природа гармонично слиты воедино. Сочетание слов, оканчиваю-щихся преимущественно с открытыми слогами, равномерное сочетание мяг-ких гласных с согласными служат ясности речи в отрывке. Каждое слово звучит в нём плавно, создает впечатление мягкости огромного белоснежного ковра степи. Некоторые нагнетания ряда согласных (-нств-, -рсть-, -вств-, -вдр-, -рдц-) как бы передают читателю ещё неизвестную ребёнку тревогу, яв-ляются предвестником зловещих событий.
По силе выразительности и воздействия на читателя лирические от-ступления Р. Сейсенбаева невольно напоминают замечательные страницы, мировой, русской и казахской классики.
В художественно-документально-публицистическом рассказе “Тоска по отцу, или День, когда рухнул мир” Р. Сейсенбаев описывает, как в глазах се-милетнего Роллана “рухнул мир”: он был свидетелем первого испытания во-дородной бомбы “на земле великих и святых людей”, где веками жили каза-хи, “мирно кочуя и никого не обижая”, которая дала казахскому народу Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Мухтара Ауэзова.
Замечательная картина родного края нарисована писателем в данном рассказе: “Высокие горные перевалы, горные долины, зелёные луга, деревья, реки, родники – дивная, чистая красота эта поражала меня, впервые попав-шего на джайлау, манила своей таинственностью” [Сейсенбаев 1990:487].
Опять-таки автор создаёт эмоционально выразительный образ гор, прибегая к художественному использованию богатых звуковых возможно-стей языка в прозаической речи. Повторение гласного звука “а” во второй части фрагмента выражает восторг, удивление и завороженность ребёнка дивной картиной родного края. Лирические отступления Р. Сейсенбаева зву-чат как стихотворения в прозе. Счастливый ребёнок ни за что не поверил бы, если бы ему сказали, что эту первозданную природу человек погубит соб-ственными руками буквально через несколько часов.
Ночью Чингистау наводит ужас: “Угрюмо нависшие тёмные скалы ка-зались мне злобными дьяволами из сказок, страх исходил от скал, чудовищ-ный страх. Казалось, он был разлит в ночном воздухе” [Сейсенбаев 1990:491]. Резкой контрастностью картин писатель как бы готовит читателя к будущим бедствиям.
Как передаёт автор, на мгновение после взрыва адской бомбы читатель вместе с мальчиком ощущает: “И – тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она – вечная колыбель, баюкающая нас” [Сейсенбаев 1990:491]. Однако эта иллюзия кратковременна, ибо словно огненная колесница бога войны спустилась с небес и прокатилась по вершинам Чингисских гор: “Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу – в ноги, в грудь, в лицо: … земля вздымалась, как необъезженный конь; степи, горы в последнем потуге удерживались, чтобы не сгинуть. Я видел, высунувшись из-под кошмы, – огромный гриб заполнил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимым буйным соцветием красок. Страх и удивление в еди-ный миг сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано бы-ло увидеть” [Сейсенбаев 1990:491].
Используя большое число троп, писатель придаёт созданному руками человека землетрясению не только очень большую отчетливость, ясность, но и чрезвычайно эмоциональную выразительность. Метафоры, сравнения, эпи-теты с большой силой передают ужас этого явления, эмоционально действуя на воображение, чувства и мысли читателя. Они оживляют наше представле-ние об ужасе детей и их действиях, вызванных страхом.
“Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипе-ли, гнулись деревья, и в адские эти звуки внезапно вплёлся ещё один – отча-янный, режущий уши звук ли, плач? Я до сих пор не знаю, как правильно назвать этот страшный звук. Маленькая девочка в белом платьице бежала, увёртываясь от скачущих каменных глыб. Я и сам не заметил, как выбрался из-под кошмы и, стоя во весь рост, оцепенело глядел ей вслед. Огненный гриб тяжело поднимался, слепили глаза яркие вспышки, по качающейся земле неизвестно куда убегала маленькая девочка… Её крик резал мне уши. Земля вновь задрожала, теперь ещё сильнее, она билась, как в падучей…” [Сейсенбаев 1990:492].
Используя глаголы и причастия (они выделены в тексте), состояние земли автор уподобляет жизни людей, изображает горы, как живой орга-низм, страдающий, переживающий трагедию. Образ природы на основе жи-вых ассоциаций по сходству с человеческой жизнью приобретает символиче-ское значение. При этом изображение природы сохраняет для читателя са-мостоятельное значение и своим эмоциональным содержанием вызывает у него непосредственные лирические параллели с подобным содержанием жизни людей: их действиями, состояниями, переживания
В целом весь рассказ Р. Сейсенбаева не следует воспринимать как пря-мое отражение собственной судьбы и страдания автора. Учитывая роль ху-дожественных средств, читатель осознаёт, что горькие раздумья писателя об испытании атомного оружия, мучениях земляков, животных и его личные переживания, смерть девочки Кенже от взрыва бомбы – всё это относится ко всей планете. В центре всего рассказа – обобщающий образ Земли, истощае-мой человеком. Образ природы воспринимается как символ в его самодо-влеющем, эмоционально обобщающем иносказательном значении. Первой жертвой испытания оружия массового уничтожения стала красивая девочка Кенже, первая – за ней сотни, тысячи, миллионы. Смерть Кенже опять-таки символизирует гибель красоты жизни на земле, гибель всего голубого шара. Р. Сейсенбаев показывает неотвратимое движение к катастрофе. Спустя пол-тора-два десятка лет на земле, где проводятся атомные испытания, появляют-ся дети, одни больные лейкозом, которые живут недолго, у других не зарас-тает темечко, третьи – калеки.
“Стыдно, но мне не хотелось ещё раз смотреть в лицо одной из много-численных трагедий нашего народа. Слишком много горя навиделся я на родных просторах. В Джамбуле мне показали жертв химизации – детей с двумя головами, тремя руками и ногами, до сих пор помню эти обезобра-женные нечеловеческие лица, отчаяние матерей, стыдливое молчание отцов” [Сейсенбаев 1990:506]. Применяя специальное словесное средство художе-ственного преувеличения, Р. Сейсенбаев максимально заостряет внимание читателя на трагическом положении родного народа и земли. Гипербола но-сит не описательное значение, а эмоционально-лирическое, представляющее в преувеличенном не сам факт, а чувство негодования и протеста писателя против аномальных процессов в жизни человека и природы. Частью читате-лей гротеск воспринимается со всей наивной очевидностью. Он служит сред-ством выражения собственно художественного содержания текста. С особен-ной силой гипербола применяется Р. Сейсенбаевым как приём творческой типизации явлений и характеров в романе “Отчаяние”.
Для усиления образной выразительности прозаической речи в новелле писатель использует поэтический синтаксис. Одним из наиболее часто упо-требляемых его фигур является риторический вопрос. “… на карте некогда свободной степи сейчас вряд ли найдёшь место, где можно вдохнуть чистого воздуха, выпить чистой воды, босиком пройти по родной земле, не опасаясь облучиться, отравиться, заразиться” [Сейсенбаев 1990:507]. Риторическим вопросом автор обращается к читателю, особо выделяя и подчёркивая зна-чение свершившегося факта: загрязнение окружающей среды, которое ста-новится опасным для флоры и фауны родного края. Эмоционально насы-щенный отрывок проникнут чувством боли за судьбу всей голубой планеты и передаёт мысли и чувства не только автора, но и миллионов людей плане-ты. Во фрагменте Р. Сейсенбаев намеренно не даёт ответа на поставленный им риторический вопрос, хотя его необходимость совершенно очевидна. Это делается с целью придать выражению авторской мысли большую заострён-ность, чтобы полностью сосредоточить на ней размышления читателя. Также такая постановка вопроса представляет ему самому довести до конца мысль писателя: сегодня природа в опасности и необходимо немедленно возрож-дать красоту и земли, и человека, ибо в судьбе природы – наша с вами судь-ба, красота природы подчёркивает красоту самого человека, отношение его к окружающей среде следует рассматривать как критерий нравственности. Таким образом, произведения Р. Сейсенбаева оказывают на читателя гума-низирующее воздействие.
Благодаря мастерству в изображении ужасного в жизни человека и природы Р. Сейсенбаев смог раскрыть конфликт между ними. Художествен-но созданная автором красота природы и страдание всего живого и самой земли читатель воспринимает эмоционально, порождая у него протест про-тив разрушения мироздания – с центром планета Земля.

Литература:
1. Сейсенбаев Р. Отчаяние. Роман. – Москва, 1991.
2. Сейсенбаев Р.Ш. Тоска по отцу, или День, когда рухнул мир. Рассказы. – Алма-Ата, 1990.

Абдыханов Уалихан Кибраевич, к. филол.н., доцент

Казахстан, г. Шымкент
Статья является частью монографии Абдыханова У. К. «Роллан Сей-сенбаев и мировой литературный процесс. Своеобразие отражения взаимо-отношения интеллигенции и народа в прозе Роллана Сейсенбаева», сс. 265 – 270.
LAP LAMBERT Academic Publishing
Saarbrücken, Deutschland, 2016, ноябрь.

Публикуется с согласия автора.

Поделиться с друзьями:

 
vk_logo facebook_logo twitter_logo mailru_logo odnoklasniki_logo
naity
Найти
родственника
line_left2
Задать вопрос

load_biograpy

 Задавайте
 вопросы и
 узнайте много
 полезного
 от опытных юристов
downald
Загрузите биографию
родственника

downl_buttom

 Загрузите
 биографию своего
 родственника
line_left2
Опубликуйте свою
новость

load_biograpy

 Опубликуйте
 свою
 новость
line_left2
Подать объявление
 Опубликуйте
Оплата услуг online
visa mastercard maestro
     Новости
21.11.2016
Кому мы рекомендуем наш продукт
Кому мы рекомендуем наш продукт: Людям со ослабленным иммунитетом; Женщинам для поддержания красоты и репродуктивной функции; Спортсменам – для выносливости и восстановления организма в период интенсивных тренировок; Наркозависимым для очищения организма и снятия последствий курения и алкоголя. Людям пожилого возраста для укрепления сердца и сосудов, склонным к сердечно-сосудистым заболеваниями, диабету, с заболеваниями печени, поджелудочной железы; Тем, кто получил облучение в период химиотерапии. Каждому человеку,...

Подробнее...
 
18.11.2016
МемориЕЛ
ПРИРОДНЫЕ АНТИОКСИДАНТЫ НА ОСНОВЕ ДИГИДРОКВЕРЦЕТИНА. Компания «МемориЕл» официальный дистрибьютор по Казахстану представляет линейку биологически активных добавок на основе дигидрокверцетина, а проще мы их называем «Продукты для жизни». Мы представляем биологически активные добавки с дигидрокверцитином, отвечающие самым высоким требованиям – это и 100% суточная потребность дигидрокверцитина в капсуле и грамотно подобранные компоненты по оптимизации влияния наших продуктов на организм человека. Дигидрокверцетин –...

Подробнее...
 
09.09.2016
Курбан Айт
Уважаемые казахстанцы! В соответствии с официальным календарем праздничных и выходных дат в Казахстане на 2016 год священный мусульманский религиозный праздник Құрбан айт отмечается 12 сентября, который выпадает на понедельник. Құрбан айт не относится к национальным и государственным праздникам и является обычным выходным днем. Таким образом, на праздник Құрбан айт казахстанцы будут отдыхать 3 дня подряд: суббота, воскресенье, понедельник Поздравляем всех казахстанцев с этим...

Подробнее...
 
24.06.2016
В Казахстане разработана услуга оплаты товаров и услуг через СМС-сообщения
В Казахстане разработана услуга оплаты товаров и услуг через СМС-сообщения, сообщила пресс-служба АО "Казпочта". Новая услуга была представлена в районном отделении почтовой связи села Шортанды Акмолинской области в рамках информационного пресс-тура АО "Казпочта".


 
31.05.2016
Недвижимое имущество, которое не делится при разводе
По данным мировой статистики, опубликованным авторитетным британским изданием Economist, Казахстан находится на 10-м месте среди стран мира по количеству разводов. Согласно этим данным, показатель разводов в Казахстане составляет 2,7 в расчете на тысячу человек. К примеру, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 2015 году в нашей стране было заключено 148 769 браков, при этом число разводов составило...

Подробнее...